Меню сайта

 

Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Представляю вам свою педагогическую находку «Степ платформа – ступень в развитии ребенка»

О чём мечтает каждый из нас? О счастье своих детей. Что же мы вкладываем в это понятие? (ответы педагогов). Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье.

«А здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!»

Дошкольное детство – первая ступень на лестнице образовательной системы. В этот период закладываются основы развития ребёнка. «От того, как будет чувствовать  себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку, что он будет переживать – зависит весь его дальнейший путь!» так писал Василий Александрович Сухомлинский.

Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных задач дошкольного воспитания. Основы здоровья, гармоничного умственного и физического развития ребенка закладываются именно в дошкольном детстве. В настоящее время Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования и Федеральная Образовательная Программа ставит перед нами задачу формировать у ребенка представление о жизни, здоровье и физической культуре; формировать эмоционально-ценностное отношение к здоровому образу жизни, интерес к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма; воспитывать активность, самостоятельность, уверенность, нравственные и волевые качества.

С 2018 года в нашем детском саду реализуется программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности «Волшебные ступеньки» с использованием степ платформ для детей старшего дошкольного возраста. С целью: сохранения и укрепления здоровья детей; содействию физическому развитию, физической подготовленности личности дошкольника средствами аэробики с использованием степа.

Что же такое степ платформа. Это небольшая ступенька, приподнятая платформа, название которой произошло от английского слова «step» - шаг. Занятия на степах очень нравятся детям. Обычные шаги под веселую музыку с использованием степ - платформ становится веселой, зажигательной и по-настоящему бодрящей гимнастикой.

С 2023 года являюсь руководителем кружка «Волшебные ступеньки». Кружок посещают дети в количестве 15 человек, которые были выявлены в результате проведённого мониторинга при реализации программы «Одаренные дети». В мониторинге принимали участие дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Дети, которые не посещают кружок, приходя на занятия физической культуры, тоже проявляли интерес к нестандартному оборудованию степ платформам. И я решила использовать это оборудование в образовательной деятельности в разных возрастных группах. И это стало моей находкой. Что при использовании нестандартного оборудования, дети стали больше проявлять интерес к занятиям физической культуры.

С детьми младшего и среднего возраста я использую степ платформы как мобильную альтернативу гимнастическим скамейкам на занятиях. Бонусом в занятии служит то, что при использовании степ-платформ можно менять направление движения, создавая разные формы для прохождения по ним детей, такие как: зигзаг, круг, прямая линия.

Таким образом, я знакомлю детей младшего и среднего возраста с новым видом инвентаря, который в последствии станет для них привычным, и подготавливаем опорно-двигательный аппарат ребенка к последующим, более сложным упражнениям на степ платформах.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста и подготовительных группах на занятиях физической культурой, начинаю использовать степ платформы по назначению, а не как замена гимнастической скамьи и другого инвентаря. Предварительно познакомив ребят с шагами из аэробики, мы пробуем перенести разученные движения на степ платформы.

Систематическое использование элементов степ–аэробики на занятиях по физической культуре обеспечивает укрепление мышечной, дыхательной, нервной систем. Таким образом, аэробика оказывает комплексное благоприятное воздействие на организм и психику ребенка.

Степ аэробика на ровне с нейроиграми позволяет развивать оба полушария головного мозга: шаги на платформе выполняются как с правой, так и с левой ноги, движение рук может отличатся от движения ног как темпом, так и направлением. Умение выполнять движения ногами и руками в различном темпе, дает возможность развивать в детях навык контроля и осознанности в движениях.

Занимаясь на степах, дети тренируют свой вестибулярный аппарат в игровой форме незаметно для самих себя. А результат – это устойчивое равновесие на малой площади опоры. Дети учатся ориентироваться в пространстве.

Это нестандартное оборудование способствует развитию подвижности в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.

Проводя занятия со степ – платформами, нельзя забывать о технике безопасности, с которой я знакомлю детей на первом занятии. Высота степ платформы для детей должна быть не более 10 см, ширина 20 см. Сами по себе степ платформы не тяжелые, что упрощает их перестановку на занятиях. Дети с легкостью справляются с этой задачей. Для этого я разработала карточки-схемы перестановки степ платформ для детей.

На занятиях по физической культуре степ-платформа может использоваться на каждом этапе:

во вводной части, дети огибают степ-платформы (ходьба по кругу, периметру,  «змейкой», приставным шагом по степам или перешагивая их, перешагивая степ-платформы прямо; бег: змейкой между степами, по степам, перепрыгивая степы;);

в общеразвивающих упражнениях, которые выполняются из разных исходных положений на степе (стоя, сидя, лежа), что развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию ориентировки в пространстве;

в основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т. ч. с различными атрибутами (Прыжки: со степа, змейкой вокруг степ-платформ одной ноге, на двух ногах, прыжки через степы,; упражнения на подлезание и перелезание; упражнения на равновесие, метание)

также используем степ платформы в подвижных играх и эстафетах (В подвижных играх на степ - платформах создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Здесь детям приходится самим решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

А также степ – аэробикой можно заниматься в различных вариантах: в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; в виде показательных выступлений детей на праздниках (выступление детей с русским народным танцем «Валенки» на мероприятиях: «Воспитатель года», «День открытых дверей» в ДОУ, юбилей детского сада); как степ-развлечение.

Внедряя степ-аэробику в систему работы нашего детского сада стремлюсь внести что-то интересное и новое, например:

  • добавляю силовые упражнения с предметами и без;
  • активно использую упражнения придуманные детьми (что развивает их инициативу и самостоятельность);
  • включаю сюжет или танец в занятие или развлекательное мероприятие, сюжетное направление работы способствует развитию не только физических, но и познавательно-речевых и коммуникативных способностей.

    Таким образом, по истечению 1,5 лет использования степ-платформ в физкультурной образовательной деятельности с детьми, я сделала следующие выводы:

  • у детей сформировался стойкий интерес к занятиям физической культурой, своим достижениям, что является одним из важнейших условий формирования мотивации здорового образа жизни;
  • снизился уровень заболеваемости детей по сравнению с предыдущими годами;
  • стали выше показатели педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы в сравнение с предыдущими годами.

Степ платформа привлекает не только детей, но и взрослых, которые тоже хотели бы заняться степ аэробикой. Поэтому в свою систему работы я включаю  взаимодействие с педагогами. Я провожу с ними минутки здоровья на степ платформах. Также осуществляю консультативную работу с родителями, по выявлению одаренных детей в данном направлении. Увидев потенциал детей, советую родителям записать детей в танцевальные кружки.

Степ-платформа это современно! Модно! Интересно! Эффективно! Это шаг на пути к оздоровлению!